Растущему организму нужно хорошо есть. Но как правильно кормить своего ребёнка, чтобы он рос смышлёным, крепким и здоровым? Давайте спросим самарского диетолога Елену Якунову.
Начинаем с азов. Чтобы правильно спланировать любой рацион питания, необходимо придерживаться основных правил его составления:
-
Количество поступающей энергии должно равняться суточным энерготратам (за счёт основного обмена и физической активности);
-
Меню должно быть полноценным, т.е. включать белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества (а по-простому – быть разнообразным);
-
В течение дня должна быть соблюдена дробность приёма пищи по времени (перерывы между едой в среднем составляют 2,5-4 ч). Все три правила относятся как к взрослым, так и к детям, и на практике проще всего контролировать именно третий пункт.
Изучаем дроби. Существует несколько рекомендаций, касательно дробности еды, в частности, по требованию и в определённое время. Если кормление по требованию зачастую аргументировано для самых маленьких, то школьники, привязанные к первой и второй сменам в школе, всё-таки нуждаются в фиксированном графике питания.
В обязательном порядке у учащихся должны быть горячие завтрак, обед и ужин. Важно, чтобы завтрак в любом случае состоялся у ребёнка дома. Это даст ему силы для учёбы, внеклассных занятий и общения со сверстниками. Голодный школьник хуже учится и в целом быстрее устаёт.
В зависимости же от того, как организован приём пищи в школе, родители обязаны обеспечить питание ребёнка дома и, возможно, что-то приготовить ему с собой на время занятий, чтобы грызущее гранит науки чадо могло погрызть на перемене и что-то съестное. В данном случае актуально разумное планирование, когда меню готовится накануне.
Едим правильно. Каждый основной приём пищи (завтрак, обед и ужин) должен включать белковое блюдо и блюдо из сложных углеводов. Белковым примерами являются: яйца, творог, мясо, птица, рыба.
Для завтрака лучше всего подойдут: яйцо отварное или в виде омлета, творог свежий или в виде запеканки. Обед и ужин традиционно включают мясные и рыбные варианты.
Сложные углеводы могут быть представлены в самом начале дня различными кашами, предпочтительнее на нежирном молоке или полумолоке, а днём и вечером – овощами, крупами, макаронными изделиями из твёрдых сортов пшеницы в виде вторых блюд или в супах.
Если же у ребёнка ожидается насыщенный и непростой день, например, посещение спортивных секций и тренировок, то завтрак можно сделать плотнее, отчасти чем-то похожим на обед, но в чуть меньшем объёме. В целом завтрак должен стать ведущей трапезой, так как он запускает метаболизм и по факту обеспечивает в энергии всю непростую первую половину дня маленького человека.
Перекусить хорошо, а хорошо перекусить ещё лучше! Для перекусов хорошо подходят фрукты и кисломолочные продукты. Фрукты рекомендуется есть не реже 2-3 раз в день – таким образом, потребление кондитерских изделий и искусственно сладких продуктов автоматически снизится, что хорошо для формирования долгосрочных здоровых привычек в питании.
Кисломолочные напитки столь же полезны, сколько и молоко, но усваиваются гораздо легче. Бактерии, содержащиеся в них, благотворно влияют на работу желудочно-кишечного тракта и иммунную систему. А перечень таких напитков не ограничивается одним кефиром – это и ряженка, бифидок, простокваша, варенец, йогурт – всё, что имеется на молочном рынке. Порция для детей школьного возраста составляет, как и у взрослых, около 200 мл. Как минимум один раз в день ребёнок должен её получить.
Свой выбор лучше сделать в пользу нейтральных по вкусу продуктов, а разнообразить его можно самостоятельно добавлением кусочков натуральных фруктов и сухофруктов. Сложно это выгладит только на бумаге. На деле же небольшая ежедневная практика упрощает данный процесс и помогает значимо разнообразить и оздоровить рацион.
Читайте также:
Взгляд диетолога на Мечниковскую простоквашу
Полезный завтрак для школьника
ТОП 5 фактов о сливочном масле!
Рекомендациями по питанию с вами делится
Якунова Елена
Кандидат медицинских наук, врач-диетолог.
Ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и экологии человека СамГМУ.
Изучает вопросы питания детей и взрослых с 2009 г.